Метростроевцы опять попали в финансовую яму
18 июня 2008 года
...На стройплощадке, где я побывала на днях, приехавшие на "Газели" повара кормили тоннелепроходчиков. За горячими обедами выстроилась длинная очередь. Каждый должен был расписаться за полученную "пайку" - картошку с котлетой, салат из капусты и чай. Стоимость обедов будут вычитать из зарплаты.
- Я вот хотел бы горячего супчика, но первые блюда не привозят и вообще нас всех кормят одинаково, как в детском саду. Унизительно все это! - махнул рукой мужчина среднего возраста, не пожелавший назвать свою фамилию. - А то напишете в газете, что я жалуюсь, а потом меня попрут. Работу нынче не так-то просто найти, а у меня трое детей, бытовую технику взял в кредит. Поэтому и не увольняюсь.
Из-за страха стать безработными попросили не называть их фамилий и другие метростроевцы. Один рабочий сообщил, что на прокладке тоннеля под Казанкой трудится немало бывших строителей БАМа, которых кинули после развала Советского Союза - оставили без работы и денег. Так вот бамовцы, наученные горьким опытом, сами никуда не жалуются и другим не советуют. А что касается зарплаты, так никто ничего не обещает.
В финансовой яме метростроевцы оказывались и в первые годы строительства подземки, из-за недостатка средств его то приостанавливали, то возобновляли. И только в 2005 году, когда в рамках подготовки к 1000-летию города из федерального бюджета потекли деньги, первая очередь была наконец-то сдана. В феврале этого года на сессии городской думы начальник МУП "Казметрострой" Марат Рахимов, как сообщала "ВК", уже обращался напрямую к президенту Минтимеру Шаймиеву с просьбой о предоставлении кредита в размере 1,3 миллиарда рублей для завершения строительства тоннеля от станции "Козья слобода" до "Кремлевской". Тогда президент заверил его, что на достигнутом не остановимся, однако уточнил, что "не может быть так, чтобы федеральный центр принимал участие в строительстве метро в городах-миллионниках на двадцать процентов".
Недовольство объемами финансирования Казанского метрополитена из федерального бюджета выражал и премьер-министр Рустам Минниханов. По его словам, по схеме "80 на 20", где федеральная часть является меньшей, при строительстве двух станций "Козья слобода" и "Проспект Победы" большая нагрузка ложится на республиканский бюджет. Однако начальник отдела Минэкономразвития РФ Петр Подольский считает, что строительство метро тормозят сами субъекты, а не федеральный центр, поскольку даже если бы деньги поступали из федерального бюджета в полном объеме, то регионы все равно бы не смогли внести свою долю - 80 процентов. На предложение Рустама Минниханова вернуться к прежней схеме финансирования "50 на 50" чиновник из Минэкономразвития ответил, что федеральный бюджет на 2008 год утвержден и в нем не предусмотрены суммы, которые могли бы уравнять участие регионов и федерального центра в строительстве метро.
- Да никакой строгой схемы финансирования нет, это в первое время федеральный центр поддерживал регионы, в которых строилось метро, выделял им в равных с ними долях средства, - утверждает председатель постоянной комиссии по градостроительству городской думы Михаил Пузырев. - Перед тысячелетием города мне пришлось принимать пять станций Казанского метрополитена, подписывать 76 разрешительных документов. Так вот из федерального центра в 2005 году недодали нам более миллиарда рублей. Так что никакие схемы уже тогда не действовали. Почему сейчас в МУП "Казметрострой" возникла проблема с выплатой зарплаты, мне неизвестно.
По информации Казанской дирекции по строительству подземных транспортных сооружений, из республиканского бюджета "Казметрострою" выделено в этом году 800 миллионов рублей, из федерального бюджета обещают перечислить 635 миллионов 598 тысяч рублей после того, как будет подписан договор о финансировании. Премьер-министр РТ договор подписал, теперь должен поставить свою подпись руководитель российского правительства. В дирекции говорят, что финансовые трудности возникли, возможно, в связи с тем, что "Казметрострою" приходится сейчас выплачивать по судебным искам старые долги своим субподрядчикам. Кредиторская задолженность составляет чуть более миллиарда рублей.
Однако, несмотря на ограниченные финансовые возможности, руководство республики строит большие планы. Например, удлинить к 2013 году первую линию метро до 17 километров, а число станций увеличить с пяти до десяти, на что потребуется ориентировочно 13 миллиардов рублей. Татарстанские власти рассчитывают на дополнительную финансовую помощь из федерального центра в связи с проведением в Казани Универсиады...
Валентина ПАХОМОВА, "Вечерняя Казань"